Эвристики

Человеку приходится принимать такие решения, составление правил которых на сегодня не представляется возможным. Принятие решений в этих случаях осуществляется по особым системам рекомендаций или индивидуальных соображений, называемых эвристиками (от слова «эврика» — нашел). Эвристики менее определенны и менее надежны, чем правила. Однако они дают возможность получить решение, пусть приближенное, но вполне определенное (вспомним поговорку «лучше одно плохое решение, чем два хороших»). Особенно незаменимы при получении так называемых творческих решений, без которых немыслима работа менеджера. Вот некоторые примеры эвристических решений, выработанных народом на основании многочисленных наблюдений:
— никогда не оставляй на завтра то, что можно сделать сегодня;
— семь раз отмерь, один — отрежь:
— поспешишь — людей насмешишь.

Каждый менеджер имеет свою систему эвристик. Некоторые из этих решений зафиксированы в виде рекомендаций в руководящих документах, инструкциях, стандартах, правилах. «Не стой под работающей стрелой», «Уходя из помещения, выключи электропитание» — все это эвристики.

Эвристические правила могут оказаться весьма полезными при решении разнообразных задач управления техникой и людьми. Вот несколько примеров таких правил.
— В ситуации, для которой известен только один вариантрешения, никогда не принимай его и не отклоняй. Даже если этотвариант кажется хорошим, отложи решение и попробуй найти другие варианты. Лишь сравнение нескольких вариантов позволит выбрать наилучший.
— В экстренных случаях, не терпящих отлагательств, положительное решение принимай лишь при полной уверенности в его правильности. Если сомневаешься — решай отрицательно.
— Никогда не используй своей власти до тех пор, пока не использованы все другие средства, но в последнем случае применяй ее максимально.

Комментировать